Обследование земляного полотна железнодорожного пути производится на основании решения собственника в случаях необходимости удостовериться, что земполотно не потеряло своих несущих способностей, рельсы и рельсовые скрепления находятся в работоспособном состоянии и не имеют скрытых дефектов, оказывающих влияние на безопасность движения на ЖД пути.
Обследование делится на работы по земляному полотну, балластному слою и верхнему строению пути.
Обследование земляного полотна включает в себя геодезическую и геологическую съёмку. В результате которых определяются соответствие геометрических параметров существующего земляного полотна проектным значениям, или, в случае, когда нет доступа к проектной документации на основании которой был построен жд путь, соответствие нормативным документам в области технического регулирования в строительстве, СП, СНиП, ГОСТ.
Геологическая съёмка выявляет соответствие коэффициента уплотнения грунта земполотна проектным значениям.
Обследуя балластный слой, определяют степень загрязнения, гранулометрический состав, прочностные характеристики материала балластного слоя.
При определении характеристик элементов верхнего строения железнодорожного пути применяют визуальный метод, а при исследовании рельс – метод неразрушающего контроля, ультразвуковую дефектоскопию.
По итогам представляют отчёт, включающий в себя таблицы с данными характеризующими состояние земполотна, графические материалы иллюстрирующие наличие или отсутствие отклонений от проектных значений и отчёт об обнаруженных скрытых дефектах рельс.